Город на Волге

Снова в путь. В этот раз в столицу горномарийцев город Козьмодемьянск Республики Марий Эл. Эта была очередная наша поездка по  историческим местам проживания чувашского и марийского народов. В их становлении и развитии большое значение имели этнокультурные связи, борьба за освобождение от татаро-монгольского ига, Разинское и Пугачевское  восстания, Акрамовский бунт.

• • •

Страницы картофельного бунта

Несмотря на поздние весенние холода, субботний день 20 мая 2017 года выдался теплым. Краеведы и народные академики Чувашии приехали в село Акрамово Моргаушского района на научно-практическую конференцию, посвященную 175-летию Акрамовского восстания чувашских и горномарийских крестьян. Учащиеся сельской основной общеобразовательной школы встретили гостей  хлебом и солью, проводили их в школьный историко-краеведческий музей. Из архивных  документов стало известно, что школа в селе открыта в 1844 году местным священнослужителем А.П. Архангельским.

• • •

Ученый, исследователь, краевед

20 октября 2016 года члены Чувашской народной академии наук и искусств, работники Чувашского института гуманитарных наук посетили село Старые Шигали Урмарского района Чувашской Республики, малую родину известного чувашского историка, этнографа, археолога и фольклориста Кузьмы Васильевича Элле. Делегацию встретили жители села, глава сельского поселения Анатолий Артемьевич Семенов, директор общеобразовательной школы Альбина Алексеевна Мирошкина, заведующая Шигалинской сельской модельной библиотекой Надежда Васильевна Разумова.

• • •

Хотите ли мою страну узнать? Древна она – и всё-таки юна.

Теплый летний день 20 июля 2016 года. Краеведы, писатели, народные академики Чувашии приехали в село Сиктерме (ныне село Сиктерме-Хузангаево) Алькеевского района Республики Татарстан на родину   известного чувашского поэта Петра Петровича Хузангая.  В переводе с чувашского название этого села означает качалка для колыбели, её изготавливали из гибкого дерева, чаще всего  из черемухи. На матице около печки забивали железное кольцо, куда вдевали этот длинный шест. Одним концом он упирался в потолок избы, а на другом конце висела колыбель (зыбка), изготовленная из  липы или вяза. Гибкий шест заменял пружину, при покачивании колыбели, он, то сгибался, то выпрямлялся.

• • •

Путешествие в прошлое

Эту поездка на заседании Президиума Чувашской народной академии наук и искусств была запланирована ещё в марте текущего года. Согласовали маршрут, договорившись проехать по святым местам булгарского-суварского-чувашского народа в июле месяце. За четверо суток мы собирались побывать во многих районах Чувашской республики, Ульяновской области и Республики Татарстан: Чебоксары – Шугурово (дом музей Сеспеля) – Таябинское городище Яльчикского района – Бюрганы (дом-музей Ивана Юркина) – Ульяновск (музей «Симбирская чувашская школа и квартира И.Я. Яковлева) – Сувар (суварское городище, музей деревни Кузнечиха – Сувар) – Болгар (Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник) – Хузангаево (Сиктерме – колыбель) Алькеевского района Татарстана (Музей П.П. Хузангая) – Биляр (Билярский историко-архитектурный музей-заповедник) – Шама (Шаминская общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Татарстана) – Аксу (Аксубаевский краеведческий музей) – Урмандеево (Чувашская деревня) – Старый Киремет (Дом-музей татарского поэта Хасана Туфана) – Казань (Арское кладбище – могилы Н.И. Ашмарина и Н.В. Никольского) – Чебоксары. Главное, мы должны знакомиться с домом музеем чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева и прикоснуться к земле наших предков – Великой Болгарии.

• • •