Рецензия на роман С.Г. Отрыванова «Танец журавля»

(Чебоксары: Типография № 7 ИП Филимонова В.В., 2017. – 368 с.)

Уважаемый читатель, вы держите в руках новую книгу – роман Станислава Отрыванова «Танец журавля».  В нём, как на широком экране, нашла отражение жизнь многих наших современников с их малыми радостями и большими бедами, с их любовью и надеждой хоть как-то выбраться из нищеты (недавно сняли лапти – сегодня месят грязь в галошах). Особенно остро ощущают они пустословие властей, их ложные призывы и лозунги на фоне серых будней, они против бесконечных перестроек и реформ, которые, в конце концов, привели к утере великой страны – СССР. Результат плачевен: простые крестьяне и многие горожане всё ещё продолжают просто-напросто выживать, на каждом шагу перенося обман и обдираловку.

Автору книги, как и его героям, довелось жить и работать на стыке смутного времени. Пристально и с болью в сердце наблюдает он за бесконечными мытарствами несчастных, но близких ему людей. Родился он на чувашской земле, здесь сформировался его характер. Детство прошло в труднейшие послевоенные годы. Не понаслышке знаком он с тяжелым трудом в колхозе и безысходностью деревенского быта. Всё это оставило неизгладимый след в его памяти.

Затем вечерняя школа, учеба на строительном факультете Архангельского лесотехнического института. Получив диплом инженера-строителя, свою жизнь связал с грандиозными стройками и важнейшими дорогами на Севере. За добросовестный труд награжден правительственными медалями «За доблестный труд. В ознаменование100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «За трудовую доблесть» (1976), «За трудовое отличие» (1981), Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, администраций Архангельской области, Архангельского областного собрания депутатов, мэрии города Архангельска.

Живя далеко от отчего края, Станислав Отрыванов оставался неравнодушным к судьбам земляков и их предков. Возникло неодолимое желание написать книги о времени и о людях. Так, одно за другим появились произведения на историко-краеведческую  тематику: «Савар (1998), «Ярмушка» (2006), «Калининская средняя общеобразовательная школа» (2007). В сборнике «Край Норусовский» (2009) на основании архивных документов и воспоминаний старожилов довольно полно раскрыта история основания, становления и развития Норусовской волости (ныне Вурнарский район Чувашии), умело показаны традиции и обычаи, хозяйственная и культурная жизнь ряда деревень.

«К сожалению, нас не учили знать и чтить память своих предков, вопросами родословной занимались единицы», – пишет Станислав Отрыванов. Этот пробел он постарался восполнить, написав «о времени, о людях, о прошедших событиях честно и искренне» и издав в 2012 году содержательную книгу «Тучи над рекой Хирлеп», где в значительной мере отразилась история древних чувашских деревень Хумуши, Кивьялы и Ослаба Вурнарского района. «Из истории черпайте силу, волю к жизни и оптимизм. Недаром же сказано: «История – это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися», – пишет автор в своем обращении к молодым читателям.

Заслуживает особого внимания документальная повесть «Приговорён на гибель» (2013), в которой впервые в региональной историографии так подробно рассказано о жизни и трагической смерти в застенках НКВД в 1941 году видного политического деятеля, журналиста и литератора П.З. Львова (Лява Платун\), одного из основателей печатного дела в республике.

«Чужие на своей земле» – это роман в двух книгах (2014, 2015), наиболее значительное из числа созданных С. Отрывановым произведение. Он охватывает огромный пласт советской действительности: события начального периода становления власти рабочих и крестьян, грозные дни Великой Отечественной войны, беспримерный трудовой подвиг женщин, стариков и детей в тылу, восстановление пришедшего в упадок народного хозяйства страны.

Высокую оценку дает известный литературовед-критик Виталий Станьял: Книга «Чужие на своей земле» написана умным наблюдательным художником, знающим душу и быт чувашского крестьянина, владеющим историей края и литературным стилем. Все события конкретны, драматические коллизии вытекают из самой жизни. Повествование многопланово. От одной семьи к другой, от первого события ко второму хронологически плавно переходит долгий рассказ».

Писатель долго работал над рецензируемым романом «Танец журавля». Книга подкупает тем, что она читается легко, увлекательно и захватывающе, остроумно и цепко наполнена интересными наблюдениями. Читатель, попадая в мир чувашской деревни, сразу окажется в водовороте событий. Автору удалось глубоко исследовать реальную правдивую жизнь и показать беспощадно суровые 1990-ые годы, когда огромная страна под названием Советский Союз была уничтожена самым преступным образом. Он переживает, пропускает все происходящее через свое сердце.

Хочется надеяться, что роман оставит в сердце читателя заметный след. Ценно и дорого то, что в нём затронуты важные проблемы –  счастье и горе, добро и зло, любовь и предательство, жизнь и смерть.

Станислав Отрыванов, следуя традициям Федора Абрамова, Анатолия Иванова, Анатолия Емельянова,  Василия Алендея, удачно развивает тему «деревенской прозы». У автора имеется чувство юмора в создаваемых образах. Жизненные противоречия являются средством раскрытия характера. В романе переплетаются размышления о прекрасных порывах и о попусту растраченном времени.

Все события  и судьбы односельчан, так или иначе, связаны с судьбой главного героя  Анисима Ананьева. К примеру, у Луки-Карася в жизни –  вечный разлад. Неполадки в семейной жизни приводят его в ярость, но он  воспринимает мир по-своему.  Когда Анисим из реки Цивиль вытащил вместо щуки  мертвого новорожденного ребёнка, Лука рассуждает: «Река о многом скажет, надо только прислушаться к её журчащему говору. Она стонет от людских зверств, пытается убежать и слиться с большой рекой Волгой. Вот и сегодня тайну с собой не унесла».

Автор стремится показать глубокую правдивость жизни героев. Дети  Анисима – современные люди, но сразу не смогли разобраться в этих жутких жизненных перипетиях и попадают в ловушки, расставленные вседозволенной «демократией». Анна соткана из пороков своего времени и погружена в вечный поиск истины. Виктор  выходит на пенсию и возвращается на малую родину.  Андрей старается шагать в ногу со временем, но не получается. По совету друга пытается заняться бизнесом, в первый же день попадает в руки рыночной «мафии». Едет в столицу за заработком, через месяц возвращается без денег. Младшая дочь Анисима Елена, не выдержав жизненных неурядиц, подалась в монастырь. Вернется ли она домой?.. Автор оставляет право решать дальнейшую судьбу героини самому читателю.

Роман нельзя читать бездумно, требуются частые паузы, перерывы для осмысления событий. Необходимо перевести дух, поставить себя на место того или иного персонажа, чтобы понять, в чем их вина, в чем их правда.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Эти слова А. Блока, могли бы явиться эпиграфом ко всему тому, что написано Станиславом Отрывановым, неспроста он с тревогой обращается к читателю: «А что оставим мы своим детям и внукам?». Нас он радует результатами бесконечных изысканий и неуёмным творческим энтузиазмом, по всему видно живёт по замечательному принципу: «Ни дня без строчки!».

И хочется верить в то, что  писатель не свернёт с однажды избранной дороги и успешно продолжит «путешествие в пространстве, путешествие во времени». А это, в свою очередь, несомненно, приведет его к новым героям, к новым книгам.

Петр Андреев, заслуженный работник культуры Чувашской АССР, член Союза журналистов России, лауреат премии  журналистов Чувашии имени С.В. Эльгера, литературной премии имени Н.Г. Гарина-Михайловского.