Ученый, исследователь, краевед

20 октября 2016 года члены Чувашской народной академии наук и искусств, работники Чувашского института гуманитарных наук посетили село Старые Шигали Урмарского района Чувашской Республики, малую родину известного чувашского историка, этнографа, археолога и фольклориста Кузьмы Васильевича Элле. Делегацию встретили жители села, глава сельского поселения Анатолий Артемьевич Семенов, директор общеобразовательной школы Альбина Алексеевна Мирошкина, заведующая Шигалинской сельской модельной библиотекой Надежда Васильевна Разумова.

Село Шигали Урмарского района Чувашской Республики.

Село Шигали Урмарского района Чувашской Республики.

В состав Шигалинского сельского поселения входят две деревни: Старые Шигали и выселок Малые Шигали, состоящие из 498 дворов, где проживает сейчас около тысячи человек (в недалеком прошлом было до 2000 жителей). В селе имеется МБОУ «Шигалинская основная общеобразовательная школа», фельдшерско-акушерский пункт, отделения связи и Сбербанка, Дом культуры, сельская модельная библиотека, филиал Урмарской ветстанции, три магазина и Православная церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Село Шигали, протяженностью почти пять верст, расположено за косогором под названием Сарабай, рядом протекает река Шарбаш. История деревни идет из глубины веков, но мало изучена. Известно, что до 1724 года здесь жили ясачные чуваши, позже они стали государственными крестьянами. Только в 1861 году они получили для обработки собственные участки земли.

В этом селе родилось и выросло немало известных в районе и за его пределами жителей. Один из них Кузьма Васильевич Элле.

2

Снимок на память. На этом месте стоял дом родителей Кузьмы Васильевича Элле, где прошло детство ученого.

Он родился 1 ноября 1896 года в селе Старые Шигали Ново-Ковалинской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне село Шигали Урмарского района Чувашской Республики) в многодетной семье некрещеных чувашей. Когда ему исполнилось девять лет, не стало отца. В детские годы голод и нищета были его постоянными спутниками. Он хотел стать образованным человеком. Несмотря на трудности, окончил сельскую земскую школу, Янтиковское двухклассное училище, Ишакское миссионерское двухклассное училище, Казанскую учительскую семинарию и поступил в учительский институт. Вскоре учебу пришлось оставить, Кузьма Элле был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при Казанском военном училище, по окончании которого получил чин прапорщика. Весной 1918 года он вступил в Красную армию и участвовал в боях против белочехов, позже командовал ротой караульного полка в бригаде ВЧК. В эти годы он восстановился на заочное отделение Казанского учительского института и в 1921 году получил высшее образование.

В 1922 году демобилизовался из Армии и два года заведовал школой второй ступени на станции Канаш, потом переехал в село Кошелеи (ныне село Комсомольское Чуванской Республики), где организовал школу крестьянской молодежи, стал активным членом «Общества изучения Чувашского края». Он с энтузиазмом занимался краеведением, собирал материалы по истории края, топонимике, фольклору, этнографии, археологии. В 1926 году по приглашению Наркома просвещения Чувашской АССР переехал в Чебоксары и работал в центральном педагогическом техникуме. Он участвовал в экспедиции на раскопках Урмарских курганов Чувашской АССР, найденные археологические материалы были переданы в музей республики.

В те годы он познакомился с академиком Н.Я. Марр. По его рекомендации Элле выдержал конкурс и в феврале 1930 года был зачислен аспирантом Академии истории материальной культуры в Ленинграде. В январе 1933 года защитил диссертацию по теме «Название чувашских селений в историческом освещении» и получил звание научного сотрудника первого разряда по курсу «История древнего мира».

3

В 1933–1935 годах Элле преподавал в Институте усовершенствования учителей, работал директором библиотеки научно-исследовательского института социально-культурного строительства, внештатным сотрудником научно-исследовательского института культуры Чувашской АССР (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук). По результатам исследовательской деятельности издал книгу о происхождении чувашских религиозных праздников «Акатуй» и «Синьзе».

В книге «Акатуй» описал проведение праздника чувашей, связанного с окончанием весеннего сева, подготовил и сдал в печать целый сборник с предисловием «Чувашский фольклор в историческом освещении». Однако автора стали обвинять в аполитичности, допущении националистического уклона и исключили из рядов ВКП(б), отстранив от работы. Для защиты своих прав он обратился в суд, но, не дождавшись решения суда, оставил Чебоксары и уехал в Киргизию. В 1935–1936 годах трудился доцентом и заведующим кафедрой социально-экономических дисциплин пединститута во Фрунзе (ныне Бишкек), где он организовал «Общество изучения Киргизского края».

В 1936 году, узнав, что его освободили от работы незаконно, вернулся на родину. В Чебоксарах его приняли старшим научным сотрудником в Научно-исследовательский институт культуры, затем старшим преподавателем Института усовершенствования учителей.

На снимке: (слева направо) Таисия Петровна – жена Элле, Аня – племянница, Кузьма Васильевич Элле. Фото 60-ых годов прошлого века.

На снимке: (слева направо) Таисия Петровна – жена Элле, Аня – племянница, Кузьма Васильевич Элле. Фото 60-ых годов прошлого века.

В 1937 году начались репрессии. Раздавались обвинения и в адрес К.В. Элле. Летом Кузьма Элле переехал на Украину, работал доцентом кафедры истории древнего мира и средних веков Одесского государственного пединститута.

В начале войны он с семьей эвакуировался сначала в Майкоп, позже в Туркменскую ССР. В январе 1942 года он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Прошлое чувашского народа по пословицам, поговоркам, загадкам и приметам». В Одессе осталось множество исторических, археологических документов и рукописей.

В ноябре 1944 года вернулся в Чувашию с твёрдым намерением в мирное время продолжить научно-исследовательскую работу по истории и культуре родного края. Преподавал в Чувашском педагогическом институте имени И.Я. Яковлева. В 1945–1946 годах исполнял должность декана исторического факультета и серьёзно трудился над докторской диссертацией. В 1947–1948 годах составил археолого-этнографическую карту Чувашии, где было нанесено более четырех тысяч различных памятников истории.
Дела у него в Чувашии не ладились. Весной 1947 года он выступил в институте с рабочим сообщением об основных положениях своей будущей докторской диссертации по теме «Феодальные пережитки в чувашском фольклоре». Его сразу же обвинили в допущении ошибок буржуазно-националистического характера и освободили от должности. Осенью 1948 года Кузьма Васильевич Элле вновь покинул Чувашию и оказался в Донецкой области на должности доцента в Артёмовском учительском институте. Там появилось новое препятствие. В 1950 году на академика Н.Я. Марра начались гонения. Боясь пострадать, Элле покинул Донбасс и нашел работу в Гомельском пединституте Белорусской ССР. До выхода на пенсию (до мая 1956 года) работал заведующим кафедрой всеобщей истории и доцентом по курсам древней истории и археологии.

Супруги Элле родили и вырастили восьмерых детей. Два сына и старшая дочь погибли на войне, старший сын Владимир был инженером-геологом, Фридрих проживал в Минске, сын Марр работал в Арзамасе, Татьяна трудилась в городе Кривой Рог на Украине, Галина проживала с родителями в городе Гомеле.

Научно-практическая конференция 20 октября 2016 года. Докладчик – кандидат исторических наук Алексей Михайлович Симулин.

Научно-практическая конференция 20 октября 2016 года. Докладчик – кандидат исторических наук Алексей Михайлович Симулин.

В 1974 году в городе Гомеле Белорусской ССР перестало биться сердце Кузьмы Васильевича Элле. Он был многогранным исследователем, оставил большое количество накопленного им историко-этнографического материала, собрал более двух тысяч пословиц, трех тысяч загадок, более 300 сказок, двух тысяч сельскохозяйственных и бытовых примет, более девяти тысяч куплетов народных песен. Его интересы были обращены на изучение быта, обычаев и обрядов, духовной и материальной культуры чувашского народа. В конце 1974 года Чувашский государственный институт гуманитарных наук получил из Гомеля от супруги ученного Таисии Петровны весь большой архив К.В. Элле. В настоящее время в институте создан фонд исследователя, он хранится в научном архиве и пользуется большим спросом у краеведов.

Оценивая научно-исследовательскую деятельность ученого, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова А.М. Симулин сказал: «Кузьма Васильевич Элле был исследователем широкого профиля. Бесспорным является то, что он сохранил и оставил своему народу, нынешним и будущим исследователям богатое наследие. Накопленные им материалы стали теперь ценнейшими источниками для изучения истории, быта и культуры чувашского народа».

Шигалинская основная общеобразовательная школа.

Шигалинская основная общеобразовательная школа.

Шигалинская общеобразовательная школа, где учился знаменитый ученый, была открыта в 1845 году. Об этом свидетельствуют записи в книге «Материалы для истории народного образования», выпущенной в Казани в 1887 году, где сказано: «В селе Старые Шигали с 1845 по 1854 годы работало училище Министерства государственных имуществ. Учителем и законоучителем был местный священнослужитель Петр Васильевич Громов».
В деле «Сведения о начальных народных училищах Цивильского уезда» имеются документы об открытии 1 ноября 1886 года Старо-Шигалинской женской школы братства Святого Гурия. Обучением занималась жена священнослужителя Екатерина Михайловна Филиппова.

Современное здание школы введено в эксплуатацию в 1972 году. С 1997 по 2006 год действовала как средняя общеобразовательная школа, а ныне считается основной общеобразовательной школой, где обучается всего 34 ученика.

В полдень в сельском Доме культуры открылась научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения известного ученого, историка, этнографа, археолога Элле Кузьмы Васильевича. Конференцию открыл Президент Чувашской народной академии наук и искусств Евгений Евстафьевич Ерагин. С докладом выступил кандидат исторических наук Алексей Михайлович Симулин.

Участники научно-практической конференции, посвященной известному историку К.В.Элле в Шигалинском Доме культуры.

Участники научно-практической конференции, посвященной известному историку К.В.Элле в Шигалинском Доме культуры.

В выступлениях участников конференции, ученых чувашского государственного гуманитарного института Е.П. Михайлова, В.А. Ендерова, учителя Шигалинской школы В.В. Ивановой открыты новые факты жизни чувашского историка и ученого. Они основаны на документальных материалах, в том числе взятых из личных, семейных и государственных архивов.

17 ноября 2016 годы в зале конференции Чувашской национальной библиотеки с участием ученых, представителей чувашской народной академии наук и искусств, института гуманитарных наук, Союза краеведов Чувашской Республики продолжилась плодотворная беседа за круглым столом о жизни и деятельности К.В. Элле.

Как в селе Шигали Урмарского района, так и в Чебоксарах участники конференций пришли к единому мнению: к 125-летию со дня рождения К.В. Элле установить памятную мемориальную доску, одну из улиц в селе Шигали назвать его именем, выпустить книгу о жизни и деятельности ученого-исследователя.

Член Союза писателей Чувашской Республики, народный академик Чувашии, краевед Станислав Отрыванов.
Ноябрь 2016 года.

Использованные источники:
– Элле К.В. Акатуй // Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1935.
– Симулин А.М.. Нереализованные замыслы // Их имена останутся в истории, стр. 115-121. Выпуск 2. Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Чебоксары, 1984.
– Симулин А.М.. Вестник Чувашской народной академии наук и искусств №№ 1-2 (5-6). // Его имя и дела – в памяти чувашского народа, стр.201-213. Чебоксары, 2017.