На родине Сетнера и Нарспи

Изменчива погода мая в этом году: то жара в начале месяце, то по ночам температура падает до 2 градусов. Несмотря на капризную весну, члены национальной академии и краеведы Чувашии  собрались побывать в селе Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан. Это родина одного из основоположников   чувашской национальной литературы, автора бессмертного произведения «Нарспи» Константина Васильевича Иванова и известного поэта Чувашии Якова Гавриловича Ухсая.

В окрестностях села Слакбаш

В окрестностях села Слакбаш

Республика Башкортостан является частью Уральского экономического района и входит в Приволжский Федеральный округ, столица Республики город Уфа. Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика на территории России была создана 20 марта 1919 года. С 25 февраля 1992 года носит название «Республика Башкортостан». Сегодня это процветающий край, где проживают более 4 миллионов человек 160 национальностей. Из них 36 процентов составляет русское население, 29,5 – башкиры, 25,4 – татары, 2,7 – чуваши (117 тысяч). 192 деревни считаются чувашскими, в 72 поселениях проживает смешанное население. В 27 районах в 124 школах изучают чувашский язык, на чувашском языке выходят радио и телепередачи, издаётся республиканская газета «Урал сасси» (Голос Урала).
Рано утром 27 мая 2019 года мы собрались на остановке «Роща» города Чебоксары. Члены Чувашской национальной академии наук и искусств, писатели, краеведы: Ерагин Евгений Евстафьевич, Альтина Римма Семеновна, Атласкина Галина Николаевна, Волкова Алевтина Борисовна, Иванов Анатолий Федорович, Кондратьев Николай Осипович, Коннов Дмитрий Николаевич, Михайлов Геннадий Михайлович, Морозов Леонид Петрович, Отрыванов Станислав Гурьевич, Павлова Фаина Александровна, Петрова Луиза Александровна, Салмин Валерий Иванович, Сидоров Петр Петрович, Тарасова Эльза Леонидовна, Тимофеев Василий Васильевич, Федотов Василий Артемьевич, Фомиряков Николай Андреевич. Водитель микроавтобуса «Форд» Иван Алексеевич Герасимов пригласил путешественников занять места.
При выезде из Чувашии к нам присоединился фольклорный ансамбль Шоршельского Дома культуры «Ёут-ё=л» (Светлые ключи) Марпосадского района Чувашской Республики, руководит которым Алевтина Николаевна Петрова.

На Чувашской земле

На Чувашской земле

Пока мы ехали по территории Татарстана, не переставая, лил дождь. За окнами нашего автомобиля плыла только что принявшая влагу черно-бурая земля. Видно, что недавно завершились весенние полевые работы, но ещё не успели проклюнуться зерна яровых культур и подсолнечника, а работающие станки-качалки неустанно качали богатство земли – нефть. Позади остались Казань, Чистополь, длинный мост через реку Кама, Альметьевск, Бугульма. Первая остановка перед городом нефтяников Бавлы (Медовая река). Хлебом и солью нас встретили заместитель главы администрации Бавлинского муниципального района Хамидуллинн Ринат Газизуллович, председатель чувашской культурной автономии Бавлинского района, почетный краевед, действительный член ЧНАНИ Козлов Виталий Николаевич, директор школы, глава Потапово-Тумбарлинского сельского поселения Козлова Светлана Александровна и местная молодежь.
Здесь родился и жил известный чувашский писатель Алексей Андриянович Афанасьев (1925-1985). В возрасте 14 лет он перевёл на удмуртский язык поэму «Нарспи», в 25 лет стал членом Союза писателей СССР, долгое время работал редактором Бавлинской районной газеты, автор 15 книг.

Встреча на Бавлинской земле Республики Татарстан

Встреча на Бавлинской земле Республики Татарстан

Впереди Белебей. Это большой районный центр численностью более 60 тысяч человек, где проживает около шести тысяч чувашей. Город расположен на юге-западе Республики Башкортостан в верховьях реки Белебейки, левого притока реки Усень, недалеко от железной дороги Самара-Уфа-Челябинск. Ему более 260 лет, основан чувашскими переселенцами из Чебоксарского уезда, которые спасаясь от насильственной христианизации, на договорных условиях арендовали лесные и пахотные земли у дёмских башкир (жителей, говорящих на южном диалекте башкирского языка). Впервые селение Белебеево упоминается в 1757 году. В 1781 году Белебей – центр горнорудной промышленности с тремя медеплавильными заводами. Согласно Указу Екатерины Великой поселение получило статус уездного города Оренбургской губернии, а с середины 19 столетия город вошёл в состав Уфимской губернии. Местное население занималось земледелием, мелкой торговлей и пчеловодством.
Сегодня это город нефтяников и машиностроителей. Основное богатство Белебеевской земли нефть и газ, также имеются большие запасы строительных материалов, таких как гравий, щебень, известняк. Удельный вес продукции нефтяной компании «Башнефть» по добыче нефти и газа и открытого акционерного общества «Автонормаль» по выпуску деталей автомобиля марки «ВАЗ» в общем объеме промышленного производства района составляет 75%.

Встреча в Белебеях

Встреча в Белебеях, справа руководитель чувашской национальной культурной автономии Белебеевского района Башкортостана Владимир Матвеевич Яковлев

В Белебей мы добрались только в 10 часов вечера по местному времени (разница 2 часа). Нас встретили председатель местной общественной организации чувашской национально-культурной автономии, уроженец деревни Хорабыр Яндоба Вурнарского района Чувашии Яковлев Владимир Матвеевич, его заместитель, руководитель местного филиала ЧНАНИ, член Союза писателей Чувашской Республики Павлов Рудольф Матвеевич и фольклорный ансамбль районного Дома культуры.
Рано утром нас ждали в муниципальном автономном учреждении культуры «Урал-Батыр». Здесь работает 5 центров национальной культуры: славянский, башкирский, татарский, чувашский и центр по работе с ветеранами. Здание возведено в 1995 году, как районный Дом культуры, а 13 мая 1995 года передано ЦНК «Урал-Батыр». Руководит этим учреждением заслуженный работник культуры Татарской Республики Разетдинов Ильдус Фаритович, а чувашским центром – уроженка Яльчикского района Чувашии Данилова Марина Петровна. Она окончила Чувашский педагогический университет имени И.Я. Яковлева. Культурный центр два года подряд получал гранд Президента России в сумме 300 тысяч рублей, и в этом году есть надежда, что центр займёт в конкурсе достойное место.

Участница детско-юношеского фестиваля «Сильбийская радуга»

Участница детско-юношеского фестиваля «Сильбийская радуга» Эвелина Отрыванова с отцом Иваном Николаевичем из деревни Ярмушка Вурнарского района Чувашии

Чувашский национально-культурный центр самый многочисленный. В настоящее время все мероприятия проходят в городском Доме культуры. Самыми массовыми считаются традиционные детско-юношеские фестивали.
Чувашская национальная автономия Белебеевского района при поддержке фонда президентских Грантов Российской Федерации в центральном Доме культуры города весной проводит межрегиональный детско-юношеский фестиваль «Сильбийская радуга» (Силпи асамач\). Традиционный фестиваль проходит в двух возрастных группах с 7 до 14 и с 15 до 18 лет, в номинациях художественного слова, хореографического, эстрадного, фольклорного исполнения и представления обрядов. Фестиваль собирает более тысячи участников в национальной чувашской одежде из городов Башкирии, Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Челябинской, Оренбургской областей. Лучшие творческие коллективы выступают на конкурсах «Голос соловья» в городе Стерлитамак Башкирии и «Серебряный голос» в городе Чебоксары Чувашской Республики. Эти конкурсы пропагандируют сохранение традиций чувашской народной культуры и развития чувашского языка.

Эмблема фестиваля поэзии «Родники вдохновения».

Эмблема фестиваля поэзии «Родники вдохновения»

В Белебеях с 1997 года проходит ежегодный межрегиональный фестиваль поэзии братских народов «Родники вдохновенья» (Илхам шишмэлэре), где выступают известные и самодеятельные поэты, писатели. работники музыкальной культуры. Город стал своеобразной поэтической столицей Башкортостана: для одних он начало творческого пути, для других – литературная школа. На этой земле родились и выросли такие известные поэты, как Мария Цветаева, чувашские классики Константин Иванов, Яков Ухсай, татарский поэт Фатых Карим и десятки других мастеров образного слова. Это событие является самым ярким и почитаемым праздником.
Победителям вручаются литературные премии имени Фатыха Карима и администрации Белебеевсого района. Среди них есть и наши земляки: Виталий Енеш, Порфирий Афанасьев, Анатолий Смолин, Юрий Семенов, Василий Антонов, Валерий Тургай и другие. Лучшие стихи участников фестиваля ежегодно издаются в сборнике «Радуга» на русском, башкирском, татарском и чувашском языках.

Нас встречают учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувашская гимназия города Белебей».

Нас встречают учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувашская гимназия города Белебей».

Днём мы побывали в Чувашской гимназии Белебея. Это бывшее здание городского профессионально-технического училища. С 1995 года здесь размещалась общеобразовательная школа для чувашских детей. В 1999 году школа реорганизована в Чувашскую гимназию, прошла аттестацию и аккредитацию на статус инновационного государственного учреждения. С 2010 года коллектив гимназии возглавляет Петрова Елена Михайловна.
За прошедшие годы произвели капитальный ремонт двух корпусов, затратив 22 млн. рублей. В настоящее время здесь обучается 160 чувашских детей со всего района, для занятий имеются просторные классы, актовый и спортивный залы. Все внеурочные мероприятия проходят на родном языке и в национальной чувашской одежде. Скоро двери гимназии откроются и для детей младшего дошкольного возраста.

Село Слакбаш встретило нас радушно, задушевными народными песнями местных фольклорных коллективов и ясной солнечной погодой. Чувашская музыка особенно мила сердцу далеко от Родины. Гости, приехавшие из Чувашии, из Красноярского края, Иркутской, Амурской областей не выдержали, пошли в пляс вместе с артистами.
Слакбаш – название башкирское, по-чувашски Слакпуё и в переводе на русский оба означают одно и то же – голова, начало. Село расположилось среди оврагов в верховье реки Слак у подножья довольно высокой горы в 25 км к юго-востоку от районного центра Белебей. Оно основано в 1730 году чувашами из деревень Кавали и Эльми Чебоксарского уезда Казанской губернии на вотчинных землях башкир Минской волости Ногайской дороги. По договору от 1759 года к ним поселились мишари (татарское население, выходцы из Золотой Орды). В 1865 году в 178 дворах проживало 1006 человек, они занимались земледелием и портняжным делом. В 1906 году открыли церковь, в селе в те годы работали церковноприходская школа, женское училище, 4 магазина и 4 водяные мельницы.
Сегодня это административный центр муниципального образования «Сельское поселение Слакбашевский сельсовет», куда входят деревни Слакбаш, Канаш, Краснояр и Чубакаран, где проживает около 700 человек. Имеется средняя школа (учатся более 100 детей), сельский Дом культуры, детский сад (посещают около 30 малышей), фельдшерско-акушерский пункт, почта, дом-музей имени К.В. Иванова и музей имени Якова Ухсая. Село ассоциируется с именами этих двух классиков чувашской литературы. И не удивительно, что наш приезд вылились в большой праздник поэзии, культуры и дружбы.
Нас поразили окрестности Слакбаша. Луга, гряда небольших гор и таинственных лесов, звенящие родники, всё как в сказке раскинулось перед глазами и долго не отпускало.

Памятник у родника

Памятник у родника

Мы тоже не смогли пройти мимо этих журчащих родников. Как когда-то в деревне Сильби они по-прежнему шепчут: «Если хочешь быть батыром – пей из родника, хочешь быть здоровым, счастливым, веселым, любимым – пей из родника». По старым поверьям если попьешь из этого ключа, то никогда не забудешь Родину великих чувашских поэтов К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая, говорят в этом месте ночью из глубины веков, слышится шум воды и гул работающих мельниц. Здесь часто проходят театрализованные мероприятия и старинные обряды.
Как живет сегодня Слакбаш? Так же, как и большинство наших сельских населенных пунктов, с похожими проблемами и радостями. Жители села говорят на чувашском, русском и башкирском языках.

Дом, где родился и вырос К.В. Иванов, здесь сейчас находится музей

Дом, где родился и вырос К.В. Иванов, здесь сейчас находится музей

Литературный дом-музей К.В. Иванова открыт 29 ноября 1940 года в его родном доме в селе Слакбаш в честь пятидесятилетия со дня рождения поэта. Основал музей Петр Николаевич Кудряшов. В настоящее время это музейный комплекс, куда входят: кирпичный дом, построенный семьёй поэта в 1906 году; помещение бывшей летней кухни, где ныне располагается администрация, и хранятся фонды музея; памятник поэту работы скульптора Владимира Порфирьевича Нагорнова, установленный в 1991 году на центральной площади села Слакбаш. Он изготовлен из шлифованного черного нидерландского гранита, на нем надпись: «Чувашский народный поэт и создатель чувашского литературного языка. Константин Васильевич Иванов. 1890-1915». Здесь всегда живые цветы, народная тропа к памятнику не зарастает. Ограда мемориального парка изготовлена и установлена Чебоксарским агрегатным заводом на средства трудящихся Чувашии.
В музее экспонируется богатый этнографический материал: личные вещи поэта, изготовленные его руками шкаф, диван, двери, узоры на потолке. Большой интерес вызывают документы, фотографии, акварельные рисунки, картины, рукописи, перевод на чувашский язык поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Тут хранятся дневники с набросками стихов и зарисовок, чувашский букварь 1912 года с иллюстрациями К.В.Иванова. Ценность представляют фотоснимки, сделанные поэтом лично.

Константин Васильевич Иванов родился в селе Слакбаш 15 (27) мая 1890 года в семье богатого и грамотного крестьянина. В семье было восемь детей, все они получили хорошее образование. Константин окончил Слакбашскую сельскую церковноприходскую школу, Белебеевское городское училище. Осенью 1903 года Константин приступил к учебе в подготовительном (двухгодичном) классе Симбирской чувашской школы. В1905 году он был переведён в первый класс. За участие в политических митингах в 1907 году распоряжением попечителя учебного округа класс был распущен. Константин Иванов в числе 37 учащихся был исключен из школы и был вынужден вернуться в родное село. Когда волнения утихли, И.Я. Яковлев пригласил его вместе с талантливыми учениками в Симбирск и предложил перевести ряд книг на чувашский язык. В 1908 году в книге «Сказки и предания чуваш» публикуется поэма Константина Иванова «Нарспи».
В 1909 году он экстерном сдает экзамены на звание народного учителя и уезжает из Симбирска, в 1910 году возвращается в город и с помощью И.Я. Яковлева становится учителем чистописания и рисования в женском двухклассном училище. Разные неурядицы, жизненные невзгоды привели к тому, что Константин заболел туберкулезом легких и катаром желудка.
Талант К.В. Иванова полнее проявился в стихотворных сказках, балладах, набросках трагедий, таких как Тим\р тыл= (Железная мяла), Т=л=х ар=м (Вдова), Шуйттан чури (Раб дьявола). Вершиной поэтического творчества Константина Иванова является глубоко народное произведение поэма «Нарспи». Он первый, кто заговорил на литературном чувашском языке, поэму «Нарспи» он написал, когда ему было лишь восемнадцать лет. К сожалению, жизнь ему была отмерена очень короткая. 13марта 1915 года в отцовском доме перестало биться его сердце.
Ежегодно в конце мая в селе проводятся Дни поэзии. На этот праздник приезжают поклонники таланта Константина Иванова.

Дом-музей Я.Г. Ухсая в селе Слакбаш Белебеевского района Башкортостана

Дом-музей Я.Г. Ухсая в селе Слакбаш Белебеевского района Башкортостана

Село Слакбаш гордится ещё одним замечательным поэтом. Яков Гаврилович Ухсай родился 13(26) ноября 1911 года в бедной семье. Окончил школу крестьянской молодежи. В 1928 году поступил на подготовительное отделение Уфимского института народного образования. С 1930 по1933 год обучался на литературном факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Будучи студентом, работал в редакции газеты «Коммунар», издававшейся в Москве, писал короткие заметки, очерки, фельетоны. С юношеских лет увлекся чувашским, татарским и башкирским фольклором. После Москвы работал сотрудником научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени Мажита Гафури при Совнаркоме Башкирской АССР, преподавал в Батыревском и Ульяновском педагогических училищах. В 1939 году переехал в город Чебоксары, где работал главным редактором журнала «Т=ван Ат=л (Родная Волга)». В годы Великой Отечественной войны служил специальным корреспондентом военной газеты «На штурм врага».
Ни один приезжий человек не уезжает из села, не посетив Дом-музей и могилу Якова Гавриловича Ухсая. Мы не остались в стороне – постояли на вершине Гусли-горы, где похоронен поэт. Место захоронения окружено лесом Кандыр, а в нескольких верстах от Слакбаша, если пересечь гору Киреметь, за небольшой болотистой местности начинается знаменитый Сильбийский луг, куда мы из-за дождя не смогли попасть.

На обратной стороне памятного камня написаны его строки:

И над синими веками,
Видя дальние костры,
Я сижу
На белом камне
Дорогой Гусли-горы.

Перу Ухсая принадлежат десятки книг стихов, поэм, очерков и статей, в том числе такие знаменитые, как «Дед Кельбук», «Земля», «Звезда моего детства» и другие. Через жизненный путь деда Кельбука автор показывает столетнюю историю чувашского народа, изменение и развитие чувашского национального характера. За заслуги в развитии чувашской литературы Яков Гаврилович Ухсай удостоен почётных званий заслуженного деятеля искусств и народного поэта Чувашии. К сожалению, дом, где жил поэт, не сохранился. В 2001 году на этом месте был возрожден дом-музей.
Яков Гаврилович Ухсай умер 7 июля 1986 года в 16 часов в городе Чебоксары. Он просил не оставлять на его могиле цветов и венков, только камушки из реки Слак, где всегда журчат ручьи и родники. Его женой была знаменитая чувашская писательница и драматург Мария Ухсай.
Люди села Слакбаш чтят память ещё одного представителя чувашского народа, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Павлова Николая Спиридоновича. Он родился 25 августа 1922 года в селе Слакбаш. Окончил восемь классов. На войну призвали в 1941 году, 21декабря 1943 года в бою за высоту у деревни Дуброва Паричского района Полесской области (ныне Светлогорский район Гомельской области Белоруссии) орудийный расчёт под его командованием вступил в бой и уничтожил 5 танков, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны в родном селе Николай Спиридонович работал директором Дома-музея К. В. Иванова, трудился председателем Слакбашского сельского Совета, лесником, учителем физкультуры в местной средней школе. Он умер 2 апреля 1978 года и захоронен на местном кладбище.

Николай Спиридонович Павлов

Николай Спиридонович Павлов

Быстро прошли два незабываемых дня. В Доме культуры села допоздна продолжались торжества. «Не беден наш народ талантами», – с гордостью твердили жители села, степенно аплодируя посланцам Чувашии и, подпевая местным фольклорным ансамблям.

Мы прощаемся с Белебеем

Мы прощаемся с Белебеем

Мы прощались с этим замечательным селом и его жителями. Все эти дни с нами был наш новый друг и земляк Владимир Матвеевич Яковлев. А дорога домой казалась короче, старые чувашские и русские песни в исполнении двух подруг Павловой Фаины и Петровой Луизы волновали душу.

Станислав Отрыванов – почетный краевед, народный академик, член Союза писателей Чувашской Республики, Союза Российских писателей и Международного Сообщества писательских Союзов.